Сергей Скуратов. Архитектор.

+ 22
Поскольку наше сообществом скорее мертво чем живо, позволю себе предложить вам небольшой цикл постов о современных русских архитекторах.

Начать, конечно же стоит с непримиримого адепта современной архитектуры, борца с явлениями ретроградства в нашей профессии. Все вы, конечно, знаете его дом на Мосфильмовской. Этот небоскреб на сегодня стал визитной карточкой современной Российской архитектуры на Западе.

В свете новой статьи хочу обратить внимание на еще одну работу–декларацию автора. Если раньше можно было увидеть лишь отдельные постройки в современном вкусе, то уже через несколько лет будет введен в эксплуатацию целый квартал свежайшей, отвечающему духу своего времени, архитектуры.

В комментариях несколько более–менее свежих фотографий сегодняшней готовности с форума скайскейперсити, а увидеть как это будет выглядеть по–завершении, стоит по ссылке.

В завершении приложу ссылку на школу злословия с его злословия
Скуратов, конечно, может и неплохой на сегодняшний момент архитектор для России, по сравнению с многими остальными, но как ни крути, все равно вторичен.
Избрал для себя избитый уже давно на западе и, в общем–то, не особо интеллектуальный приём фасадной пластики, и давай его лепить теперь везде: и в контексте и без контекста и в избушке и в небоскрёбе.
И конечно, после такого, назвать его хорошим архитектором язык не поднимается. Но на безрыбье, как говорится...

Вот яркий пример, если кто видел его Арт–хаус новоявленный на Яузе. С виду вроде и ничего, казалось бы, вполне стильно на первый взгляд, но для жилого, клубного дома понимаешь, что несколько мрачновато, мягко говоря. Если бы соратник Грозного, Малюта Скуратов был еще и архитектором, я думаю он строил бы что–то подобное. Но это еще не так страшно, он все таки художник, так видит.
Самая глупая ошибка заключается в том, что господин Скуратов не учёл такое понятие, как повторюсь, контекст. Нормальный бы архитектор съездил на место, посмотрел на окружение, виды, которые открываются с разных высотных отметок в разные стороны, и уже после этого начинал бы проектировать. Скуратов же, не углубившись в тему, или забыв основы архитектурного проектирования просто взял, накидал туда объёмов, (в принципе достаточно гармоничных), и натянул "свои фирменные" фасады с окошками тупо на все 4 стороны. А в результате в интерьере тех клубных элитных квартир, потолки которых на последних этажах достигают 9м, получилась следующая ситуация: там где открываются виды на сталинскую высотку с прекрасной воздушной перспективой и открытым небом у него получились дурацкие узкие щели, вместо окон, с широкими глухими простенками, а с той стороны, где стоит супермаркет Билла и блочные советские страшные дома и дорога у него получились широкие панорамные окна.
Вот такие вот у нас архитекторы, насмотрятся журналов, и давай лепить все подряд, где попало, не думая о функции, комфорте и человечности своих "творений".
От Филиппова или Бархина никому в голову не придет просить кулхасовского модернизма или фостеровского хай–тека. Заказчик видит удачное, на его взгляд, решение и требует того же для своего проекта. так что схожесть его творений отноють не его вина.

Теперь вторичность: поверьте, если вы будете отсматривать сайты вроде архдейли, каждый день по нескольку раз, уже через пару недель вас начнет тошнить от на самом деле вторичности которую строят даже в всеми любимой голландии.

Кстати вот еще пример, посмотритеконкурс последний на музей политеха у МГУ, там было 5 иностранных бюро, одних из лучших. И что, скажете? я специально не дам оценку, аожожду вас.
murajhon: так я не против его фасадов, которые нравятся заказчику, я за то, что надо думать, как и где эти фасады натягивать и что видно в интерьере, а не только думать о красоте экстерьера. Не думаю, что заказчик будет против того, чтобы в окнах его квартир были правильно "скадрированые" виды. Просто почти никто из них об этом не знает, не вспоминает и не догадывается.

Что касается конкурса, то да, там на 80 процентов ужас, но опять таки конкурсы — вещь не совсем серьезная. Да и там не иностранные архитекторы, а совместные с нашими команды. По этому конкурсу мне сложно судить о степени участия в нем иностранных и даже наших архитекторов, потому как знаю, что рисуются они все на скорую руку, помимо основной (денежной) работы мастерской. Но пара зачаточных идей там есть.
konstantinlk: условием конкурса было иметь русскую команду. Для того, чтобы в случае победы, по российскому законодательству иностранцы должны работать в паре с местной командой. Вот, например, интервью Чобана, в котором он признается, что ведущая роль была у зарубежных партнеров.

Уверен, что остальные наши архитекторы влияли не больше, а может даже и вовсе не участвовали.
konstantinlk: по поводу "Яузы" на сколько я понимаю там квартиры будут по одной–две на этаж. Так что виды из них, скорее всего, будут открываться вообще на все стороны света.
murajhon: да, у каждой квартиры на три стороны, но я же и говорю, что из этих трех сторон только с одной стороны открывается прекрасный настоящий московский вид, который уничтожен и разрезан узкими щелевыми окнами. В результате этого вида нет. А другие 2 стороны — да пожалуйста, смотрите в окна соседнего дома и на говноканал с автодорогой, и советские блочные трущобы. А ведь надо было раскрывать все с точностью до наоборот.
konstantinlk: я бы вторичности не пугалась. У нас, по сути, своего — только Северное дерево да Василий Блаженный.
Так уж исторически сложилось. Другое дело, что образцов для подражания в мире полно, и действительно странно
"циклиться" на нескольких конкретных приемах. Но тут мы вступаем в дискуссию "Что есть узнаваемый авторский стиль — достоинство или недостаток?")
Clara_Zetkin: Согласен, но в то же время посмотрите, как росли и растут (из всем изветсных) Фостер и Ричард Роджерс. Заха Хадид правда тоже зациклилась, но она, все таки, зациклилась на своём наработанном. Опять же, приём Скуратова сам по себе не плох. Тем более если он устраивает и его, как архитектора и заказчиков. Но применять то его надо с умом! А не как попало.
1024x768 px
"...контакт с окружающей застройкой – это то, важно уметь чувствовать и учитывать." — говорит Сергей в приведенном вами интервью archi.ru. Есть ли такой контакт в случае с домом на Мосфильмовской? Нет такого контакта. Просто взгляните на него со стороны Лужников или ТТК.
Тем, кому оно не нравится, проведите эксперимент: выберите 5–10 любых, относительно, свежих, построенных, небоскребов и поставьте рядом с ними сабж. О результатах напишите!
murajhon: Не становится никак он с ними. Я конечно далеко не в восторге от таких комплексов как "Триумф–Палас" или "Маршал", но они бы тут гораздо лучше смотрелись, не смотря на несовершенство их пропорций. Когда их только строили, я приходил в ужас, но по сравнению с сегодняшними "творениями" они скоро станут памятниками архитектуры. Мосфильмовская по восприятию — это почти природа, а не городская застройка. А природа требует силуэтности, изящества.
konstantinlk: хватит комментить это старье, я уже новый псто про Плоткина запилил!
1024x768 px
murajhon: Щас, погодите, еще один коммент я только что сделал. Сам результата не ожидал. Вот я вставил ЖК Маршал, раздул его даже больше скуратовского. Смотрите что получилось:
ну хрен знает, если начинать фантазировать, то во–первых, думаю Филиппов выбрал бы совершенно другой силуэт, что нибудь из образов вавилонской башни, надо полагать. Тем более там участок слишком стеснен для такого ансамбля.
murajhon: Да, конечно, там если реально брать ситуацию такого не получится, но тут я проверял, что сама такая стилистика в той местности более гармонична и человечна.
onemore: да, вот кстати этот зуб. Но тут еще мгу не попадает. Не так противно. Не ужели не было вариантов на таком ответственном месте придумать более позитивный силуэт, а не силуэт раздутого крематория.
konstantinlk: а что будет хорошо с мгу сочетаться? Триумф–палас?
Clara_Zetkin: Да, Триумф–палас, уменьшенный до 10–ти этажей.
С мгу ничего не будет хорошо сочетаться. Это здание держит панораму на километры вокруг и создаёт этим такой архитектурно–природый ансамбль. Своим устремлённым вверх силуэтом и ровным горизонтальным скайлайном на десятки его высот вокруг. И это, по возможности, надо беречь.
Но понятно, что надо строить и все надо продать. У нас по другому никак. Но ведь подумать то можно было, что будет сочетаться с мгу, провести визуальный анализ, Удивительно дисгармоничная ситуация получилась. Не знаю этой истории, как такое согласовали вообще. Но за такое, извините, надо расстреливать.
Ditfrid, Ты?
vengr: нет, я это я, но ваше сравнение — лестная похвала!
murajhon: Интересные у него посты были, жаль перестал писать. Его сегодня вспоминали.
vengr: мне кажется, если бы этот пост написал дитфрид было бы тоже самое: несколько плюсов и несколько комментариев, то есть всем плевать на архитектуру, современную в России.
Что касается дома–небоскрёба на мосфильмовской, что на КДПВ, то после этой "работы" я бы назвал Скуратова Церетели в архитектуре.
konstantinlk: Башня, благодаря ее сложной изогнутой структуре с каждого ракурса смотрится по–новому, создавая вполне фотогеничные силуэты — это однозначная победа, а сотни фото на яндексе\гулге, в разделе картинок, тому доказательство.
murajhon: опять же, она одна, как сломаный зуб в поле. Я в ней был. А когда я вижу силуэт мгу вместе с ней, у меня возникает желание ее снести.Доказательство тому, незаконно завышенная отметка, которую в итоге не понизили, так и оставили, получив в карман хорошие конверты наверно. Ну а в яндексе много можно тысяч фото найти, от порно до Церетелевского Петра.
konstantinlk: ну раз вы настолько в теме, вы не можете не знать, что на самом деле там проектировалось два таких комплекса, но один небыл реализован.

Теперь по пооду зуба: да пока все не очень весело, но раз там выстроили одну такую, может в будущем к ней присоединятся еще несколько высоток и силуэт выровняется!
murajhon: Не дай бог, как говорится. Два таких обрубка будет уже слишком. Получится беззубая челюсть. Или имитация руин.
Знаете, что еще не учёл Скуратов, проектируя этот дом?
Дело в том, что здание МГУ, как и этот дом, они располагаются на ЮГЕ Москвы относительно центра. И воспринимаются всегда из города силуэтно (против солнечного света). И то, что Скуратов там накрутил кривых и косых поверхностей, это видно только в упор. А силуэт у него получился, извините, говно.
В отличие от господина Иофана, который, как архитектор, идеально чувствовал пропорции, работая в одном разрешённом (навязанном стиле) в свое время.
Цикл постов не очень долгий будет)
Скуратов молодец, но система работы и принципы проектирования чисто русско–советские, как и во всех наших мастерских (бывшая одногруппница поработала да и сбежала, невытерпев). Для истинно новой архитектуры подход тоже должен быть новый. Но для воспитания нового поколения заказчиков он хорош.
Кстати, про мертвое сообщество — надо думать, потому что я, например, не вижу путей заинтересовать людей архитектурой. Дитфрид сделал на какое–то время тему архитектуры обсуждаемой, но с какой–то не той стороны.
if_i_fell: хлеба и зрелищ: интерьеры и частная архитектура, уверен для любого человека это крайне животрепещущие темы.
if_i_fell: да, он просто сделал ее обсуждаемой для профессионалов. Основным массам, не имеющим отношения к архитектуре практически не понятна его любовь к брутализму и модернизму.
imageimage
imageimage
imageimage
ааа, модераторы поправьте в посте слово с ссылкой "злословия" на "участием."
Ура! Давно жду тут подобного ликбеза по современной архитектуре. А Скуратов — молодец. (к тому же он вегетарианец)
Clara_Zetkin: ого, откуда такая информация?
murajhon: не помню, давно интервью где–то читала
Clara_Zetkin: ну у нас в институте он так иногда матом студентов крыл, что любой мясоед позавидует!
murajhon: у меня знакомые у него работали, говорят, очень жёсткий человек, доводил людей до больницы не нормируемой работой и привычкой вносить изменения в последний момент.
Многим будет интересно увидеть частную архитектуру. К сожалению достойных фоток реализации мало, так что некоторые будут рендеры:
image
image
Даниловский форт.
to be downloaded
to be downloaded
Не могу найти фотку, когда его залили водой на предмет проверки протечек в фундаменте.
Вообще, хоть этого уже никто и не прочтет, хочу отметить архиважную вещь: хорошая, качественная архитектура просто так не появится, даже если сформируется спрос. Она начинается именно с таких вот архитекторов–первопроходцев, которые не боятся быть банальными и потихоньку собирают в свой арсенал современные технологии, и приемы, на которых потом и будут опираться будущие архитекторы!